Ирина Андреева: Сергей, как вы
думаете, нужно ли сейчас, в наше время, православное литературное
творчество? Многие верующие убеждены, что вполне достаточно Священного
Писания и творений Святых Отцов, зачем же нужна ещё какая-то
православная литература?
Сергей Марнов: Творчество
всё равно необходимо. Я знаю людей, пришедших к чтению святоотческой
литературы через знакомство с современными авторами. Ведь для того,
чтобы появилось желание получить ответ, сначала должен родиться вопрос.
Современная жизнь меняется стремительно; вопросы, причём самые жгучие,
появляются постоянно. Задача литературы – сформулировать эти вопросы,
найти для них, по возможности, верную форму и попробовать – в первом
приближении – дать ответ. Задача православной литературы – найти
одну-единственную, предельно точную формулировку вопроса и попытаться
услышать ответ из первоисточника – от Бога.
Ирина Андреева: Задача не из лёгких. Неужели были писатели, которые справились с ней?
Сергей
Марнов: Были. Лучший из христианских писателей всех времён – Апостол
Павел. Любой вопрос, который ставила жизнь перед общинами первых
христиан, абсолютно всё, о чём бы ни шла речь: питание, отношения в
семье, рабство и рабовладение, вызовы внешнего, языческого мира –
облекалось в чеканную, максимально ясную форму. А уж ответы… прочитайте
его рассуждения об идоложертвенных продуктах – это актуально и в наши
дни. Также и семейные отношения. Священников часто спрашивают, что
делать, если один из супругов неверующий? Апостол Павел дал
исчерпывающий ответ, исходя из главной цели жизни любого христианина –
взрастить в себе любовь и попасть в Царствие Небесное.
Ирина Андреева: Можно ли назвать это литературой?
Сергей
Марнов: Конечно, это больше чем просто литература, но и литература
тоже. Каждый год я, прощаясь со старшеклассниками-выпускниками, читаю на
последнем уроке тринадцатую главу первого послания к Коринфянам – о
любви. Читаю просто, без голосовой игры и нажима, но эффект потрясающий –
достаёт, еще как достает! И церковнославянский язык не помеха!
Ирина
Андреева: Вы считаете, что у православного писателя всё его творчество
должно вести к Богу? Не развлекать, не смешить, не успокаивать?
Сергей
Марнов: А что такое развлекать? Отвлекать от жизни? Сбивать с пути?
Смех, игра воображения, острый сюжет, интрига – это всего лишь
инструменты, средства привлечения, а не развлечения. Инструменты могут
быть разными – цель одна. Апостол Павел был простым рабочим, палатки
шил. Представляете, какие у него были руки? Исколотые, заскорузлые… Он и
писал просто, без изысков. Называл вещи своими именами, не стесняясь в
выражениях. Очень советую тем, кто считает, что православная литература
должна быть благостной и щадить чувства читателя, перечитать внимательно
послания Апостола Павла. Испытаете шок, гарантирую. А ведь писал он
людям гораздо лучшим, чем мы; людям, готовым за веру в любую минуту
пойти на корм львам. А вот Апостол и Евангелист Лука. Человек хорошего
воспитания, интеллектуал – и пишет соответственно. Какой стиль, какая
форма выражения мыслей более правильные? Это как раз тот случай, когда
наше мнение не имеет ни малейшего значения, потому что Господь Сам дал
ответ – правы оба.
Ирина Андреева: Есть, по вашему мнению, вещи недопустимые, запретные, и не только в православной литературе?
Сергей
Марнов: Соблазн. Эротика и богохульства, которыми щедро пересыпана вся
современная литература. Часто бывает так: читаешь неплохую книгу, и
вдруг, как удар лицом об стену – эротическая сцена! Зачем она
понадобилась автору – непонятно; ткань повествования разорвана, на
театральном языке это называется «вставной номер». Вызвать у читающего
подростка гормональный взрыв? Потешить полузабытые комплексы своей
юности? Непонятно! С богохульствами ещё непонятней – вроде и неглупый
писатель, а вдруг такую богоборческую чушь сморозит, что становится
жалко его, бедного… отвечать ведь придётся. Заказ такой, что ли? Тогда –
страшно.
Ирина Андреева: Какие проблемы современной Церкви вас, человека воцерковленного, беспокоят сильнее всего?
Сергей
Марнов: Младостарчество и теплохладность – две стороны одной медали. Я
видел жертв младостарцев, разговаривал с ними. Некоторые давно отошли от
своих «гуру», но духовные раны, ими нанесённые, заживают годами.
Страшное это явление – харизматический священник-неофит, возомнивший
себя чем-то большим, чем просто посредником между Богом и людьми. Он
начинает перетолковывать Писание на свой вкус, назначать пастве
немыслимые, неподъёмные молитвенные правила и епитимии, и в итоге
неосознанно ставит себя на место Бога. Если такой священник ещё и
талантлив – секта готова. Причём секта скрытая, находящаяся как бы
внутри Церкви.
Ирина Андреева: А теплохладность?
Сергей
Марнов: Человек ходит в храм, посильно соблюдает посты, иногда
причащается. К Церкви относится как к ограде, в которой можно спрятаться
от жизни, от людей с их проблемами. Такой человек живёт двойной жизнью –
в миру делает большие или мелкие пакости, позволяет себе даже стерпеть
богохульства, а то и посмеяться над ними. А потом идёт в храм – и
«отдыхает душой».
Ирина Андреева: Разве Церковь – не ограда?
Сергей
Марнов: Ограда, конечно. От потусторнней нечисти и её земных адептов;
от собственной милой привычки юркнуть в норку и спрятаться; от зла,
готового поселиться внутри нас. В церкви надо выворачивать себя
наизнанку и чистить, а почистив – измениться. В Церкви надо «ходить
перед Богом», как праотцы. Недавно один очень мудрый священник сказал:
«Мы обязаны быть святыми!» Представляете?! Героизм – как обязанность
христианина! Другой священник, совсем ещё молодой, произнёс в проповеди:
«Мы должны шевелить беду вокруг себя, а не давать ей успокаиваться».
Иными словами, христианин должен жить в состоянии непрерывной войны со
злом.
Ирина Андреева: А если у человека сил нет для боя?
Сергей
Марнов: Бабушка, которая в одиночку воспитывает детей спившейся дочери,
совершает подвиг. Учительница, восставшая против преподавания в своей
школе сектантской отравы, которую насаждает хорошо проплаченный
директор, совершает подвиг. Силы есть всегда, они даются свыше – надо
только чётко задекларировать, на чьей ты стороне. Господь никогда не
пошлёт непосильной ноши – если уж послал, значит, даст и силы её нести. А
уставшему даст передышку и успокоение.
Ирина Андреева: Да, неутешительный у вас взгляд на Церковь!
Сергей
Марнов: Думаю, гораздо более утешительный, чем у некоторых
околоцерковных дамочек, стремящихся превратить нашу Церковь в клуб
«подружек по интересам». Пришли, посудачили, утешили друг друга – и
разбежались приспосабливаться к лежащему во зле миру.
Ирина Андреева: Но многим так хочется иметь место, «норку», по вашему выражению, где можно спрятаться от зла, отдохнуть…
Сергей
Марнов: Мне тоже. Однажды я попытался спрятать от реальной жизни одного
очень слабого человека – в монастыре. В хорошем, настоящем монастыре,
каких сейчас мало. Да что там мало – их и нет почти! Иеромонах, ведавший
приёмом трудников, очень внимательно выслушал нашу историю и печально
сказал: «Вы ошиблись. Здесь не тыл, здесь фронт!»
Ирина Андреева: Ну и последний, традиционный, вопрос – каковы ваши творческие планы?
Сергей
Марнов: Заканчиваю рукопись, которая задумана как продолжение книги
«Дети – дар Божий», одновременно пишу очень длинную сказку для взрослых,
где главным героем будет Рим времён самых первых христиан, одновременно
сами собой сочиняются сказки для самых маленьких – такие, чтобы на ночь
рассказывать. Вместо имён героев там будут пропуски, в которые родители
смогут вставлять имена своих детей – малыши очень любят слушать сказки
«про себя».
Ирина Андреева: Что бы вы хотели сказать посетителям нашего сайта и вашим читателям?
Сергей
Марнов: Пожалуйста, если вы читали мою книжку «Дети – дар Божий, или
Опыт православного усыновления», пришлите свои отзывы и вопросы. Если вы
усыновляете ребенка и столкнулись с трудностями – напишите, у нас с
женой есть кое-какой опыт, что-то присоветуем. В некоторых случаях, если
сможем, окажем реальную помощь. Если вы усыновили ребёнка и впали в
отчаяние от детдомовского «наследия» – тем более напишите, отвечу
обязательно!